Online-расчет стоимости перевозки

     Тахограф с блоком СКЗИ или ЕСТР (международного образца)

 

Тахограф с блоком СКЗИ или по ЕСТР. Здесь мы попробуем разобраться  какой тахограф  установить на транспортное средство.  Начнем с простого.

  Цифровой тахограф - это электронное устройство, устанавливаемое на транспортное средство с целью контроля режима труда и отдыха водителя. Так уж произошло, что в России с недавних пор устанавливаются два вида тахографов: тахографы с блоком СКЗИ (чаще всего отечественного производства) и тахографы, соответствующие требованиям ЕСТР (европейские тахографы).

 Тахограф ЕСТР или европейский тахограф – это тахограф, который имеет международный сертификат соответствия, одобрение типа и удовлетворяет требованиям Международного соглашения ЕСТР. Практически вся европейская техника уже оборудована  такими  тахографами.

Тахограф с СКЗИ – это тахограф, в котором установлен блок криптозащиты (блок СКЗИ), куда помещается и хранится информация, собранная тахографом. На все устройства, оборудованные подобными блоками криптозащиты, распространяется действие Закона о защите государственной тайны. Все работы, связанные с блоками криптозащиты, подлежат лицензированию ФСБ.

 У владельцев транспорта всегда было желание подредактировать информацию, которую собирает тахограф. Это легко удавалось на аналоговых тахографах, где в качестве носителя информации служат бумажные диски – тахокарты. Для исключения махинаций с тахографами на транспортные средства стали устанавливать цифровые тахографы, в которых информация хранится непосредственно в памяти и в течение всего срока службы тахографа. Точнее, весь срок службы тахограф по ЕСТР хранит информацию о нарушениях режима труда и отдыха и скоростного режима. Тахограф с СКЗИ хранит всю информацию в блоке СКЗИ (так как это большой объем информации - блок СКЗИ подлежит замене каждые три года). Для того, чтобы защитить хранимую тахографом информацию, используется два способа. Первый способ используется в тахографах по ЕСТР. Здесь защищается как весь тахограф целиком (при вскрытии тахографа уничтожается ключ и тахограф перестает работать, т.е. после вскрытия тахографа он больше не может быть использован), так и поступающая в него информация, поступающая с датчика скорости (датчик скорости формирует сигнал скорости, который шифруется непосредственно в датчике и в таком виде передается в тахограф). Второй способ используется в тахографах с СКЗИ отечественного производства. Информация, которая попадает в тахограф, передается в блок криптозащиты, где она шифруется и в таком виде хранится. Во втором способе защита поступающей информации не производится, а защищается только поступившая информация, поэтому тахограф отечественного производства с СКЗИ не защищен от манипуляций, так как большинство манипуляций производится не с поступившей информацией, а с поступающей (предотвращение поступления сигнала скорости с датчика в тахограф или поступление информации в тахограф якобы с датчика скорости при недвижимом автомобиле).

 Приобретая тахограф с СКЗИ, собственник транспортного средства должен осознавать последствия такого выбора, а именно:

 1. 1. После установки на транспортное средство тахографа с СКЗИ, собственнику транспортного средства придется получить Лицензию ФСБ (Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств…., пункт 21 Приложения). Факт необходимости получения лицензии ФСБ, обоснован тем, что практически вся деятельность любого транспортного предприятия состоит из бесконечного числа процедур передачи транспортного средства (в состав которого будет входить тахограф с шифровальным средством – блоком СКЗИ): при осуществлении технического обслуживания т/с силами сервисных станций (ПП-290 от 11.04.2001 Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных), при осуществлении Технического осмотра (Приказ Минэкономразвития 573 от 14.11.2011), при помещении транспортного средства на платную парковку (стоянку), при передачи т/с в аренду, в том числе лизинг, а также при осуществлении перевозки грузов и пассажиров. Все эти действия производятся с обязательным оформлением договора, а следовательно, акта передачи транспортного средства, что в контексте наличия встроенного в него тахографа с активированным блоком СКЗИ, подлежит лицензированию согласно ПП-313 пункт 21 Приложения. В настоящий момент данное умозаключение подвергается сомнениям.

 2. Раз в три года для тахографа с СКЗИ предусмотрена процедура калибровки (ее стоимость аналогична стоимости для тахографов международного образца, ЕСТР). Также раз в три года на таком тахографе необходима замена блока СКЗИ (стоимость от 15000 рублей) и его активация (стоимость 2000 рублей). Получается, что стоимость владения тахографом с СКЗИ более чем в 4 раза выше, чем тахографом по ЕСТР.

 3. Все регистрационные действия с транспортным средством, оборудованным тахографом с СКЗИ (замена номерного знака, изменение цвета, внесение изменений в конструкцию т/с и другие действия, связанные с заменой свидетельства о регистрации транспортного средства), влекут за собой новую калибровку (от 2000 рублей) и обязательную активацию СКЗИ (2000 рублей), а в некоторых случаях и замена всего блока СКЗИ (от 15000 рублей).

 4.  При необходимости продать транспортное средство, оборудованное тахографом с СКЗИ, или передать его в аренду (в том числе лизинг), собственник обязан демонтировать блок СКЗИ или тахограф целиком, с последующей его утилизацией. Все эти действия не бесплатны, и могут быть проведены только в той же мастерской, где был активирован блок СКЗИ, что не гарантирует гуманных цен. После покупки такого автомобиля, покупателю опять придется устанавливать уже другой тахограф за свои деньги. (разъяснение ФСБ №0-422 от 17 апреля 2014 года).

 5. Для работы с тахографами с СКЗИ и их картами нужно будет внедрять на предприятии принципиально новый программно-аппаратный комплекс по стандартам ФСБ (защищенные каналы связи, программы, подготовка помещений и пр.).

 6. Не надежность тахографов с блоком СКЗИ. Даже тахограф, произведенный европейской компанией, зарекомендовавшей себя исключительно как надежным производителем, но оборудованный блоком СКЗИ не будет отличаться надежностью от российских собратьев. Связано это с тем, что блок СКЗИ, входящий в состав любого соответствующего тахографа, собран одним единственным (монополист в этой области) коммерческим предприятием, на базе модуля фискальной памяти кассового аппарата. Что не подразумевает ни разумной стоимости (при себестоимости не превышающей 2000 рублей, продажная стоимость начинается от 13000), ни надежности в эксплуатации (применяются радиоэлементы не предусмотренные для использования в автомобильном транспорте, где помимо перепада температур, очень часто встречается избыток статического электричества).

 7. Выезд транспортного средства, оснащенного тахографом с блоком криптозащиты СКЗИ за территорию Российской Федерации, даже в случае поездки в Белоруссию или Казахстан, запрещен. Это связано не только с тем, что с таким тахографом запрещено движение по странам ЕЭС, Белоруссии и Казахстана, но и потому, что вывоз активированного средства криптозащиты (блока СКЗИ) попадает под действие закона о Защите государственной тайны (санкции за нарушения которого предусматриваются Уголовным Кодексом РФ).

 Дооснастить уже установленный тахограф блоком СКЗИ, будь  тот  российского или европейского производства (как бы не уверяли продавцы),  не представляется возможным, либо по техническим, либо по юридическим причинам. Поэтому если тахограф при выходе с завода производителя не имеет блок криптозащиты СКЗИ, то поставить его туда в 99% случаев не получится, а в одном оставшемся проценте будет слишком накладно для потребителя. Также очень тяжело сравнивать по качеству изготовления отечественную технику с европейской.

 В состав тахографа с СКЗИ российского производства зачастую входит блок ГЛОНАСС, который передает в тахограф координаты места нахождения автомобиля. Благодаря встроенному блоку ГЛОНАСС, тахографы с СКЗИ очень часто ставят без подключения к датчику скорости. Это несколько удешевляет процесс установки, но приводит к тому, что тахограф периодически показывает скорость, не соответствующую действительности. Очень часто скорость в тахографе, у которого не подключен датчик скорости, превышает допустимую, что влечет за собой фиксацию в памяти тахографа нарушения ПДД. Существует ГОСТ Р 53831-2010 по установке тахографа, где четко прописано, что тахограф устанавливается с датчиком скорости. Но ГОСТы в России уже давно носят не обязательный, а рекомендательный характер. И установки тахографа производят как попало, но в итоге «попадать» будет водитель, потому что уже в соответствии с современным законодательством даже невозможность распечатки «чека» с тахографа или какие-то неверные значения трактуются как нарушение и подлежат административной ответственности.

 Законодательная часть, регламентирующая выбор тахографа, представлена на соответствующей странице этого сайта, поэтому здесь останавливаться на этом не будем. Но приведем пример по расчету стоимости установки и последующего обслуживания тахографа по ЕСТР и с СКЗИ.

Возьмем, в качестве примера, транспортную компанию из 40 автомобилей, 20 из которых уже оборудованы тахографами международного образца (без СКЗИ), а 20 необходимо оборудовать «с нуля». Сравним затраты на оборудование этого парка тахографами с СКЗИ и тахографами международного образца (ЕСТР):

 1. Тахограф с СКЗИ. Цена тахографа (без учета работ по монтажу и дополнительных деталей, они у всех тахографов одинаковые) с блоком СКЗИ в среднем 35 000 рублей. 40 машин при оснащении тахографами с СКЗИ это 1 400 000 рублей. Ежегодные затраты составят 5833 рубля на каждую единицу (из расчета 3000 рублей калибровка каждые три года и 13 000 рублей стоимость СКЗИ, который необходимо менять каждые три года, без стоимости работ), что составит минимум 233 320 на 40 автомобилей ежегодно.

2. Тахограф ЕСТР. Цена тахографа международного типа 23 000 рублей. Дооснастить необходимо только 20 машин. Это 460 000 рублей. Откалибровать уже установленные тахографы еще на 20 автомобилях это 60 000 руб. Итого 520 000 рублей. Ежегодные затраты составят 1500 рублей на каждую единицу (из расчета 3000 рублей калибровка каждые два года), что составит 60 000 рублей на 40 машины ежегодно.

 Итого разница составляет 940 000 рублей единовременных расходов и 173 320 рублей ежегодных в пользу тахографов по ЕСТР. С переводом на одну среднестатистическую единицу техники установка тахографов по ЕСТР обойдется дешевле: на 23 500 рублей единоразово и на 4 333 рубля ежегодно.Приблизительно такая же математика и в случае полного оснащения парка автомобилей или автобусов.

 Использование тахографов по ЕСТР  для грузоперевозок исключительно по территории России уже разрешено на бессрочной основе для некоторых видов транспорта, а для остальных разрешено до 1 января 2018 года. После этого срока возможно получить лицензию на право осуществлять международную перевозку грузов и это будет достаточным основанием продолжить использование европейских тахографов. Стоимость получения Международной лицензии составляет 5 000 рублей сборов и 20 000 рублей обучение персонала. Лицензия выдается на один/пять лет. И неважно, что автомобиль 1912 года выпуска и перевозит навоз из одной деревни в другую. Отказать в выдаче международной лицензии на технически исправное транспортное средство никто не вправе. Все расходы на лицензию составят незначительную часть от полученной экономии.

В настоящее время оснащение тахографами с блоком СКЗИ транспортных средств могут позволить себе только государственные компании, чтобы позже провести их замену или ремонт, или абгрейд и освоить на этом новый бюджет. Тем же, кто деньги зарабатывает, мы настоятельно рекомендуем продолжить эксплуатацию уже установленных тахографов, соответствующих требования ЕСТР, и устанавливать только такие же тахографы без СКЗИ!

Необходимо помнить: Карточки водителей тахографов по ЕСТР и тахографов с СКЗИ несовместимы. Наличие двух тахографов в машине противоречит приказу № 36 и ЕСТР.

   
© АвтоГрузоТранс
Рейтинг@Mail.ru